Критика с помощью разума
Различные методы изучения и оценки процессов, происходящих в нашем обществе в целом, и в бизнесе в частности - как составной части публичной жизни, создаются и применяются для того, чтобы обеспечить наличие всех необходимых условий, позволяющих всем нам лучше понимать сущность своей повседневной действительности, осознать в прикладном выражении деятельные аспекты собственных жизненных стратегий, карьеры, обозначить перспективность собственных планов, проанализировать результаты достижений.
В качестве одного из методов изучения, прежде всего, человека как социального субъекта, а также уникальной технологии подбора персонала (и ведения корпоративной политики) выступает теория доктора психологических наук Бориса Юзиковича Хигира, в основе которой лежит следующая идея: существует возможность определения психологических характеристик, личных качеств и других персональных особенностей человека на основе совокупности ряда доступных эмпирических показателей. Борис Хигир считает, что карьера человека в значительной степени предопределяется совокупностью его имени, его некоторых антропологических характеристик, места и времени рождения. Звучит достаточно необычно, не правда ли? Прямые ассоциации с чем-то эзотерическим, ненаучным. Для того, чтобы разъяснить для себя правомерность данных формулировок, мы обратились непосредственно к автору технологии.
БОРИС ЮЗИКОВИЧ ХИГИР
Профессор Академии безопасности, обороны и правопорядка
Обладатель диплома Международной Академии информатизации
Лауреат награды «За развитие в управлении персоналом»
Борис Юзикович, чем плохи стандартные теоретико-метдологические подходы к подбору персонала и прочей деятельности, связанной с карьерным развитием?
- Все дело в том, что общепризнанные, или массовые, методы оценки карьерных перспектив человека, не имеют универсальной теоретической базы. Существует множество психологических школ, как российских, так и западных, приверженцы теориям которых пропагандируют и практикуют тот или иной метод психологической работы с человеком. Гипотетически, в будущем психологи могут прийти к некой единой схеме, единому методу оценки психологии карьерных ориентиров и распространить эту разработку среди эйчаров и руководителей. Но в настоящий момент разрозненность подходов приводит к тому, что решения о приеме на работу тех или иных лиц зачастую ошибочны и могут привести к серьезным негативным последствиям с точки зрения развития компании. Эйчар или то должностное лицо, ответственное за подбор персонала, использует любой понравившийся из учебника психологии метод, не учитывая степени его сочетаемости с требованиями конкретных условий реализации труда. Так поступать нельзя. Нужен универсальный, действенный способ оценки персонала, который бы гарантировал высокую вероятность принятия корпоративных решений.
Способ, основанный на антропологии человека, гарантирует это?
Ни одна из теорий психологии не гарантирует стопроцентного выражения действительных характеристик по отношению к какому-либо конкретному человеку. Особенно сильно это касается прогностического аспекта – человек волен, как никогда, сам строить свое будущее, и вполне допустимо, что в силу тех или иных обстоятельств, такое строительство будет идти вразрез с факторами его персональной антропологии. Каждый человек – уникален. Обобщение его личности с другими, пусть на первый взгляд, очень схожими по своим свойствам, не обусловит правильности оценки. Психолог или другой специалист, обладающий соответствующими технологиями, может лишь повысить вероятность правильного определения интересующих его сторон личности. Преимущество нашего метода состоит в том, что он опирается на уникальные для каждого человека показатели, на их неоспоримую очевидность. Пусть некоторые из данных показателей не покажутся вам какими-то ненаучными. Почему-то большинство людей прислушивается к тем же астрологическим прогнозам, хотя официальная наука весьма опосредованно признает их эффективность. Да, мы не будем отрицать, что влияние имени на карьеру человека – это теория, но давайте рассмотрим некоторые из практических результатов ее применения. Например, в свое время в Люберецком районе Москвы был очевиден высокий уровень преступности, динамика раскрываемости ввиду большого количества правонарушений была не всегда высокой. Мы пообщались с милиционерами Люберецкого УВД на предмет того, какие существует способы определять склонность тех или иных людей к преступлениям. Мною были предложены способы, основанные на влиянии имени и антропологии человека. Впоследствии, эти методы зарекомендовали себя как очень эффективные, в чем признались, собственно сами сотрудники милиции. Также, мы применяли соответствующие методы в процедурах оценки персонала многих известных банков, например высокие результаты (порядка 80 процентов эффективности) были достигнуты в ходе совместного эксперимента с банком «Гарант-Инвест». Как видите, на практике метод работает с высоким процентом эффективности.
В каких сферах деятельности Ваша технология может быть целесообразно применена?
- Практически в любой гуманитарной сфере, где дело обстоит с принятиями решений относительно людей – банковская сфера, политика, производство товаров, оказание услуг, военное дело – в любом из этих направлений наша технология будет действенной. Вне зависимости от сферы профессиональной деятельности человека, его психология, его личность, согласно нашей теории, подчиняется одним и тем же законам. Отсюда истекает очевидное преимущество этой технологии – ее универсальность, ее доступность в плане эмпирики, помимо того, что она сама по себе показывает неплохие результаты.
Очевидно, что очень немногие люди склонны доверять инновациям. В большинстве своем нынешние политики и управленцы – большие традиционалисты, даже в некотором смысле консерваторы. Какие способы популяризации вашей технологии существуют сегодня?
Я полностью согласен с утверждением, что технология пока мало популярна. Прежде всего, на основе собственных наблюдений, я могу сказать следующее. Многие управленцы из сферы бизнеса не то, чтобы являются консерваторами – они попросту боятся таких методов, которые в значительной степени позволяют на многое открыть глаза. Управленцы боятся попасть под прицел несовместимости своего имени и антропологических характеристик текущей должности, которую они занимают. Однако, никаких особых рисков для этих людей я не вижу. Во-первых, потому, что наши методы носят в большей степени рекомендательный, чем предписывающий характер. Мы ни в коем случае никого открыто не призываем действовать так, как подсказывает нам технология. Мы желаем бизнесменам и политикам достижения высокого уровня правильности в принятии ответственных решений. Если наша методика им поможет, мы будем только рады. Во-вторых, для каждого из должностных лиц, принимающих решения высокого статуса, важно постоянно самосовершенствоваться. Для этого, им необходимо больше познавать себя. Что плохого в том, что человек узнает, в чем состоят преимущества его имени и цвета глаз в плане карьерного роста? Он как минимум постарается извлечь из этого определенную выгоду. Как максимум – использует полученную информацию для повышения уровня своего личностного развития, и это, безусловно, повлияет позитивным образом на развитие его карьеры. Таким образом, на мой взгляд, опасения людей по поводу того, что новая технология неудачно повлияет на их карьеру, неоправданны.
Вы спросили, как мы популяризируем нашу методику? По определенным причинам, мы пока не применяем таких способов, как публичная реклама. Основной канал распространения технологии – это рекомендации от людей, применивших нашу методику на практике и добившихся высоких результатов с помощью нее. Рекомендации распространяются, главным образом, посредством личных знакомств и деловых связей. Существуют, разумеется, и публичные источники – например, прочесть о нашей технологии вы можете на сайте www.khigir.ru. Там изложены основные теоретические вопросы и другая полезная информация. Также, мы выпустили ряд книг, в которых раскрывается технология – это книги «Физиогномика», «Тайна имени» и многие другие. Наша стратегия характеризуется тем, что мы не навязываем свою технологию как нечто безальтернативное. Люди должны естественным образом воспринимать новые тенденции, и, быть может, наша технология скоро также станет спокойно укладываться в сознании людей.
Каждый из нас сделает свои выводы по результатам разговора с Борисом Юзиковичем. Ясно то, что профессор предлагает уникальный в плане своей сущности метод, который призван оказать исключительно конструктивное влияние на развитие людей, раскрытие потенциала личности каждого человека, на успешное развитие профессиональной карьеры человека. В любом случае, технология Бориса Хигира – это инструмент познания нового, и тот человек, которые сделает попытку использования его, возобладает качественным преимуществом перед другими людьми, пожелавшими отказаться от использования новых возможностей.
Источник www.top-personal.ru